
НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В АСПЕКТЕ ВРЕМЕНИ
НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
В АСПЕКТЕ ВРЕМЕНИ
Во имя человека, во имя его счастья!
Ш.М.Мирзиёев
Современный мир многопланен и многоаспектен. И в этом особая роль отводится обучению и воспитанию подрастающего поколения.
На наш взгляд, фундаментальной основой для реализации кардинальных задач в данной сфере стало принятие важнейшего постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-232 «Об образовании Национального института педагогики воспитания имени Кары-Ниязи» от 21 июня 2024 года. В рамках реализации данного нормативно-правового документа реализованы ряд задач, касающихся совместного сотрудничества с учёными ведущих зарубежных стран мира. В институте осуществляется целенаправленная работа по поэтапному внедрению с 2025/2026 учебного года в общих средних образовательных учреждениях в порядке опытного эксперимента всемирно признанных методик социально-эмоционального воспитания (Social and Emotional Learning – SEL). В рамках внедрения данных методик учащиеся общих средних образовательных учреждений будут обучены 5 социально-эмоциональным компетенциям (самопознание, самоуправление, социальная осведомленность, формирование отношений со сверстниками и принятие ответственных решений).
Кроме того, в институте осуществляется работа на основании договоров и меморандумов о сотрудничестве со многими образовательными учреждениями мира. По инициативе директора института, академика Х.И.Ибраимова подписаны соглашения о сотрудничестве с рядом национальных и международных образовательных учреждений. Среди них: «Dia Global Academy» (Сеул, Южная Корея), Южнокорейская международная организация культурного и образовательного обмена (Сеул, Южная Корея), Академия Российской Федерации (Москва, Россия), Гродненский государственный университет имени Я.Купалы (Гродно, Республика Беларусь), Казанский федеральный университет (Казань, Россия), Федеральный методический центр Российской академии (Москва, Российская Федерация), Институт психологии и образования Казанского федерального университета (Казань, Российская Федерация), Государственное учреждение непрерывного образования взрослых (Витебск, Республика Беларусь), Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева (Астана, Республика Казахстан), Университет дружбы народов имени академика А.Куатбекова (Шымкент, Республика Казахстан), Ходжандский государственный университет имени академика Б.Гафурова (Таджикистан), Казанский государственный архитектурно-строительный университет (Казань, Россия), Кокандский государственный педагогический институт (Коканд, Узбекистан), Бухарский государственный педагогический институт (Бухара, Узбекистан), Наманганский государственный педагогический институт (Наманган, Узбекистан), Наманганский инженерно-строительный институт (Наманган, Узбекистан), Ургенчский государственный университет (Урганч, Узбекистан), Инновационный университет Шелкового пути (Чирчик, Узбекистан) и др. Отрадно отметить то, что со многими из перечисленных выше высших образовательных учреждений проведена совместная работа в рамках реализации данных договоров. К примеру, издана совместная монография с директором Международного института профессионального развития педагога, доктором педагогических наук, профессором Коломиец Ольгой Михайловной под названием «Национальное воспитание обучающихся на основе толерантного подхода»; опубликованы статьи и тезисы в материалах международных научно-практических конференций; с учёными Гродненского государственного университета имени Я.Купалы организован вебинар на тему: «Непрерывное образование XXI века»; с учёными Российской академией образования проведён российско-узбекистанский круглый стол на тему: «Повышение качества образования» (Россия), проведены международные научно-практические семинары на темы: «Перспектива подготовки учителей английского языка в системе базового образования» с Талдыкурганским государственным университетом и «Современные подходы к национальному воспитанию молодёжи» с Университетом дружбы народов имени академика А.Куатбекова (Казахстан).
Кроме того, старший научный сотрудник института Б.М.Хакимова с 29 октября по 12 ноября 2024 года в рамках проекта Министерства дошкольного и школьного образования, Центра педагогического образования ЮНЕСКО и Научно-исследовательским институтом международного и сравнительного образования Шанхая Китайской Народной Республики выступила с докладом «О развитии личности педагога в цифровую эпоху» на международной научно-практической конференции на тему: «Один пояс, один путь».
Важным пунктом в реализации намеченных планов на основании данного постановления стали совместные встречи учёных и докторантов нашего института с ведущими учёными мира. Так, 5 октября 2024 года состоялась встреча с директором Института образования и психологии Казанского федерального университета Российской Федерации, доктором исторических наук, профессором Калимуллиным Айдаром Минимансуровичем.
8 октября 2024 года в институте состоялась встреча с профессором Дрезденского технологического университета Германии Коиновой-Зельнер Юлией.
20 декабря 2024 года в институте состоялся круглый стол с японским экспертом Гото Микако по вопросам образования молодежи, в котором приняли участие ученые, базовые докторанты и соискатели.
Интенсивное сотрудничество с учёными ведущих зарубежных высших образовательных учреждений в рамках дальнейшего изучения культурного наследия и эффективной реализации научных исследований по изучению наследия мыслителей и выдающихся ученых Аль-Хорезми, основавшего алгебру и алгоритм, Аль-Беруни, заложившего основы минералогии, ученого-медика Абу Али ибн Сино, прославившегося во всем мире как Авиценна, великого астронома Мирзо Улугбека, точно определившего координаты и движение тысячи восемнадцати звезд, Ахмада Фергани, создавшего уникальный прибор для измерения уровня реки Нил, и джадидов, к примеру, выдающегося просветителя, известного писателя, педагога начала ХХ века Абдуллы Авлони, который писал: «Образование и воспитание для нас – это наиважнейший вопрос, от его решения зависит наше счастье, сама наша жизнь и судьба». Тщательное изучение исторического наследия представителей Первого и Второго Восточного Ренессансов являются фундаментальной основой для создания Третьего Ренессанса, расширению научно-культурных связей, существовавших на древнем Великом шелковом пути, повышению качества системы образования и воспитания гармонично развитого поколения, формированию профессиональных навыков у студенческой молодежи Узбекистана будет способствовать совместной выработке новых подходов к вопросу образования детей как важному направлению Целей устойчивого развития. Вот почему в нашей республике на основе принципа «человек, его честь и достоинство, права и интересы – высшая ценность» созданы оптимальные условия для комплексного обучения и воспитания подрастающего поколения. Дальнейшее всестороннее развитие учащейся молодёжи, проявление внимания и заботы о детях, их интеллектуальном, духовном и физическом воспитании, обеспечение условий для полноценной самореализации составляют прочный фундамент Третьего Ренессанса. Вот почему, на наш взгляд, сегодня весьма важно большое внимание уделять широкому применению передовых методов воспитания в соответствии с требованиями времени, поскольку эффективное решение вопроса о качественном образовании обучающихся на глобальном уровне, выработка неотложных совместных решений и системных подходов чрезвычайно актуальны. Так, по мнению главы государства, «необходимо создать в Ташкенте Региональный центр ЮНЕСКО в целях системной координации всех наших усилий в сфере образования в соответствии с Целями ООН в области устойчивого развития; разработать комплексную программу для реализации проектов и исследований совместно со Всемирной организацией по раннему развитию и обучению детей для подготовки новых учебных методик и пособий; создать Международное сообщество педагогов с целью обмена передовым опытом, современными интерактивными методами обучения, практическими знаниями и навыками в этом направлении; рассмотреть принятие специальной резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в которой воспитание детей будет закреплено как важный фактор достижения общечеловеческого прогресса. В этом документе должны быть отражены вопросы о роли родителей в обеспечении детей качественным образованием и воспитанием, духовно и физически зрелыми, их ответственности за полную реализацию способностей и потенциала детей».
Обозначенный широкий спектр действий для профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений даёт нам основание для целенаправленной работы в данных аспектах, которые должны сегодня осуществляться в унисон времени, а значит – полномасштабной реализацией региональной климатической стратегии в рамках общенациональной инициативы «Яшил макон» и чтобы «зелёная» энергетика стала одним из «драйверов экономики страны». Поскольку интенсивное внедрение «зелёных» технологий, последовательное обеспечение экономии воды, значительное увеличение озеленённых территорий станут базой для развития интеллектуально-здорового поколения.
Раушан Медетова, заведующая отделом международного
педагогического опыта Национального института
педагогики воспитания, доктор педагогических наук